?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Развитие в голове этой темы вылилось в интересное предположение: а что, если увеличение в последнее время инфантильности у молодёжи есть ни что иное как корректировка развития личности в связи с резко возросшим количеством информации, т.е. продление "периода обучения"?..

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
mirza
Jan. 20th, 2006 06:03 am (UTC)
понятно про мысли. -35 не шутки
ctax
Jan. 20th, 2006 06:07 am (UTC)
-35 - в душе? То-то я смотрю мне жарко стало, когда воду выключил...
mirza
Jan. 20th, 2006 06:09 am (UTC)
за бортом. оно давит
ctax
Jan. 20th, 2006 06:16 am (UTC)
да ладно. это от безделья - 2 дня в Алма-Ате, 2 дня дома...
valka
Jan. 20th, 2006 07:09 am (UTC)
Ок, примем это утверждение за истину. - Тогда вот в чем вопрос: когда этот период обучения должен заканчиваться и в чем это выражается?
ctax
Jan. 20th, 2006 08:20 am (UTC)
Для начала: мне видится, что период обучения, в идеале, заканчивается, когда на основании собственного опыта человек в состоянии оценивать адекватно любую создавшуюся ситуацию.

Естественно, в реальности подобные условия невыполнимы. Тем не менее, предполагается, что, по мере накопления информации и становления личности, восприятие нового материала - и это показывает практика - становится всё более и более затруднённым в силу естественных причин биологического и психологического характера. Соответственно, вероятность неадекватной реакции на раздражитель (а я воспринимаю инфантильность как частный случай неадекватного поведения) существует в любом возрасте. Однако, личность с достаточно подготовленной и тренированной психикой (заметь: тренировка и подготовка восприятия и есть процесс обучения, рассмотренный выше) способна справиться с проявлениями неадекватности, подавляя их собственными логикой и опытом. Кроме того, как мне кажется, стресс также является своего рода тренировкой, обучением проявления реакции на раздражитель. С этой точки зрения я готов рассматривать и простейшие реакции ребёнка на наказания и поощрения как "обучение" его психики.

И вот тут напрашивается интересный вывод. Достоверно известно, что фактором, провоцирующим инфантильность, является излишняя родительская опека. Как я рассматривал выше, стремление оградить ребёнка от переживаний суть ограждение от обучения его психики адекватным реакциям. Реакция же человека также имеет информативную составляющую, направленную как внутрь человека, так и на объект реакции, и являющуюся как причиной, так и следствием восприятия любой другой информации - будь то ситуация, данные или что-либо ещё.
Соответственно, "опекаемые" дети проходят "обучение" по более облегчённой программе нежели дети, растущие в "нормальных" условиях. Усвоение же такой программы, тренировка навыков - требуют дополнительного времени и дополнительных усилий, что и проявляется в психологическом смысле путём неадекватного, инфантильного, поведения.

Примерно так, не?
valka
Jan. 20th, 2006 10:05 am (UTC)
Я немного о своем
Понятно, что идеала не существует, - это бред: вот секунду назад ты еще учишься, а сейчас уже умеешь.

В принципе, да, примерно так и я думаю, как ты описал. - Но вот у меня перед глазами есть 33-хлетний пример инфантильности воспитанной скорее не излишней опекой, а сейчас попытаюсь объяснить чем.
Очень яркий, начитанный папа с прекрасной памятью ставит во главу угла образование, ум, соображалку, тоннами закупает совершенно различные книги, начиная от фантастики и заканчивая альбомами по истории и искусству. - Действительно, все это читает, помнит и любит. Безусловно любит своего сына.
Сын же оказывается теоретиком. Представь, как трудно общаться энцеклопедическому словарю? - Теоретически он все знает, но применить не может. Реакции людей его удивляют, если он их вообще замечает. Соответственно, наступает момент, когда он не справляется с ситуаций и углубляется в работу почти отрезав себя от общения с людьми, кроме круга уже известных и понятных. Никогда никаких лучших друзей, разговоров "по душам".
И самое, что непонятно мне, это его "обучение" застряло где-то в школьном возрасте. Т.е. он способен воспринимать кучу информации по работе, в сфере своих интересов и т.п., а вот с людьми так и не умеет общаться. - Он не может выстоить какие-либо отношения и существовать в них. Оптимально: редко встречаться с людьми, тогда - интересно и здорово.
Я говорю о всех сферах его жизни, не только о личной.

Вот меня и интересует: получился эдакий волк-одиночка, у рубахи-парня отца - как? И почему способность обучаться наукам перекрыла способность набирать жизненного опыта в личном общении. - При том, что он успешин в социуме вообще, просто никого близко не подпускает и все. - Неосознанно, кстати.
hully
Jan. 20th, 2006 09:45 pm (UTC)
Re: Я немного о своем
А в каком месте это инфантильность-то? Если имеется в виду именно сын-теоретик? :))
С моей точки зрения (человека-теоретика, ага) живёт этот сын оптимальным для себя образом, он успешен в социуме как взрослый человек - только потребности его в сфере интимного и межчеловеческого общения ограничены. Ну, есть люди, которые практикуют пятиразовое питание, а есть те, которые кушают полтора раза в сутки и при этом хорошо, комфортно и здорово себя чувствуют - и в каком месте последние инфантильны?

Мне как логику-аналитику довольно многие традиционные человеческие проявления (из тех, которые не получается проигнорировать) непонятны и неприятны, мой широкий круг общения насчитывает пяток очень старых и очень близких друзей, а практически я в каждый момент времени общаюсь максимум с двумя людьми (а чаще - с одним), который на данном этапе могут продвинуть вперёд мой мыслительный процесс и помочь мне в карабкании на очередную ступень знания. Обучаюсь я на данный момент с прицелом именно на научную работу, а не на практику-терапию - и, надеюсь, мне удастся остаться именно научником-теоретиком, возможно, с небольшим заходом в преподавательство.

И кушаю я, кстати, всего два раза в сутки, чего мне вполне хватает для поддержания оптимальной физической формы. ;)

При этом свои обязательства в отношении людей, силой обстоятельств попавших в зависимость от меня, я выполняю исправно. Исправно работаю на дядю, исправно учусь для себя, исправно решаю свои проблемы и даже немного чужих. Нужно ещё что-то от взрослого человека? Кому и зачем? :)
valka
Jan. 22nd, 2006 08:50 pm (UTC)
Re: Я немного о своем
Ну я, как обычно, поторопившись и попытавшись не задеть личное, слишком многое скомкала и проглотила, - приходится выкарабкиваться теперь -:))

Вопрос именно в том, что у человека отсутствует понятие ответственности за свои действия, совершаемые относительно людей, ставших в той или иной мере ему близкими. Т.е. он совершает поступок, а последствия его принять не в состоянии, - убегает, теряется, психует.
Он может банально не позвонить для переноса или отмены встречи, потому что боится, что будет чувствовать себя неловко. - Но почему ты так поступил? - А вот такой я. И не то, чтобы это бахвальство, а замена словосочетания "потоо что".

В общем, в любом случае, я его не осуждаю, я понять хочу. Тем более, что не одна я -:))
Но далее разговор уже перейдет на личности, так что я бы предпочла его завершить.

Прошу прощения у всех, кого ввязала в менее теоретизированное обсуждение -:))
hully
Jan. 20th, 2006 10:04 pm (UTC)
- Кстати, как раз практика (т.е. исследования психологических аспектов зрелости) показывает, что у личности, развивающейся оптимальным образом, с восприятием нового материала всё должно быть хорошо вплоть до наступления старческих изменений (т.е. где-то лет до 60). :)

- Про соотношение опыта и адекватности восприятия: был такой опыт с прибором, который вроде бы называется "псевдоскоп", если я всё правильно помню. :) Прибор этот все выпуклости показывает впуклостями, а все впуклости - выпуклостями. Т.е. человек, смотрящий в псевдоскоп, вместо барельефа получает горельеф - и горельеф этот является его объективной реальностью. :) Так вот, если через этот прибор посмотреть на человеческое лицо, то выпуклости и впуклости на нём не поменяются местами - а оно будет восприниматься как обычно. Т.е. опыт подменит объективную реальность. %)

Т.е. психическое отражение реальности всегда субъективно, и в силу субъективности этой адекватность его "реальности" всегда под большим вопросом. :) Формулируют даже, что человек вовсе даже не отражает реальность (зеркально), а постоянно искажает её для своей выгоды и облегчения деятельности - и не может иначе. :)
hully
Jan. 20th, 2006 07:36 am (UTC)
Мужики в один голос пишут, что личность развивается почти только в деятельности.

А поскольку учение - очень особенный вид деятельности, то и личность развивается очень по-особенному. %) Грубо говоря, достигнутый уровень развития пропорционален полученному и получаемому материальному продукту. :)

Для того, чтобы компенсировать отсутствие материального продукта и дать возможность личности развиваться нормально, можно раз в 10 увеличить социальную нагрузку. :)
ctax
Jan. 20th, 2006 07:44 am (UTC)
Это ты уже выдаёшь следствия и основы схемы корректировки личности для сглаживания последствий инфантильности, как я понимаю...
hully
Jan. 20th, 2006 09:46 pm (UTC)
Я поспрашивала своих - и, насколько я поняла, проблемой "деформации" личности под действием стандартного среднего образования почти никто и не занимался. :) Так что это пока неизвестная земля. :)
(Deleted comment)
hully
Jan. 20th, 2006 09:18 pm (UTC)
А вы аргументируйте, аргументируйте. ;)
Я люблю мыслить дружно. :)
Как, по-вашему, работает обратная пропорциональность - хотя бы самый примитивный механизм какой-нибудь? :)
(Deleted comment)
hully
Jan. 23rd, 2006 12:36 pm (UTC)
Человек может получать - и получает знания в течение всей своей жизни. :)
И воленс ноленс их впитывает в процессе взаимодействия со средой - ему просто деваться некуда от среды, пока он жив и чего-то хочет от неё получить (покушать там, согреться). :)) Впитанное знание откладывается в опыт, с разной эффективностью в разные периоды жизни.

Разнообразных знаний, которые потенциально могут быть впитаны и использованы человеком, на данный момент накоплено уже столько, что при всём желании этому самому потенциальному пользователю за стандартную человеческую жизнь их не постичь (не говоря уж об использовании %)) ). Поэтому те люди, которые не идиоты и не фанатики, на оптимальном для себя (не для других) уровне существования, как правило, благоразумно ограничивают своё стремление к познанию, а то и вовсе сводят его к необходимому для собственной адаптации минимуму.
Потому что для них лично смысла расширять свой круг знаний всё дальше и дальше - объективно нет никакого. (Не говоря уж о том, что даже в жизни-вообще смысла, почитай, и нет - позабавился, посмеялся, размножился, помер и разложился в перегной - вот и весь смысл. %)) )

Где здесь инфантильность? :) Если взрослый человек, который исправно выполняет свои обязательства в отношении зависимых от него людей, считает, что больше ему ничего знать не нужно, ибо и на текущем уровне знания (2 класса или 10 классов) он прекрасно адаптируется к жизни (со своей точки зрения, не с точки зрения окружающих) - он в чём-то не прав? :)) Понадобится ему для адаптации добавочное знание - он его получит, так или иначе, даже против своей воли. :)

И со всех этих позиций, кстати, школа в традиционной форме для города и его жителей не эффективна. Она не согласуется со средой и её требованиями в плане адаптации, она крайне избыточна в плане подлежащих усвоению знаний, в силу избыточности у неё крайне низкий КПД.

(Кстати говоря, объективное существование изначального знания, до сих пор не доказано - со времён "банка идеальных сущностей" Платона и "врождённых идей" Декарта. %) ).
(Deleted comment)
hully
Jan. 23rd, 2006 05:30 pm (UTC)
Вы знаете, что такое рефлекс? :)
Рефлекс - это ответная реакция организма на поступающий из внешней или внутренней среды раздражитель, т.е. это механизм взаимодействие организма со средой. Отдельные ответные реакции запрограммированы генетически (безусловные рефлексы) - и обеспечивают базовый уровень взаимодействия и адаптации, другие (условные) вырабатываются в течение дальнейшей жизни, осуществляя более тонкую подстройку растущего организма к индивидуальным особенностям его среды. Это всегда - взаимодействие+опыт, от них не убежать никуда. %)

Инфантильность - комплекс детских черт у взрослого человека. :) Неразвитая психическая регуляция (воля, внимание, мотивация, эмоции и т.п.), неразвитая прогностическая способность и плохая ориентация внутри причинно-следственных связей, низкий уровень критичности сознания и т.п.
(Deleted comment)
hully
Jan. 24th, 2006 11:48 am (UTC)
Без стандартизации определений и принятия этого стандарта всеми участниками дискуссии не будет никакого движения вперёд в развитии проблемы дискуссии, а будет одно лишь бесконечное выяснение различий индивидуальных позиций, взглядов, мнений, ощущений и т.д., никуда не ведущее. :))
( 17 comments — Leave a comment )